МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области
Отдел по образованию администрации Городищенского
муниципального района Волгоградской области
МБОУ "Новонадеждинская СШ"
Принято
Протокол
педагогического совета №1
от 28.08.2025 г.
Утверждено
Директор школы
Р.В. Ромащенко
_______________
Приказ №125
от 30.08.2025 г.
.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Составитель: Павловская А.А., учитель
1
1. Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка:
Возраст ребенка: 18 лет
Место жительства: п. Новая Надежда Городищенского р-на Волгоградской
обл., ул. Строителей, д.3, кв.2
Мать: Сулейманова Оксана Анатольевна
Отец: Сулейманов Джамалутдин Алиевич
Год обучения в МБОУ «Новонадеждинская СШ»: 9
Ступень обучения: 9
Группа (особые потребности): 1
Заключение ПМПК: ДЦП. Симптоматическая эпилепсия. Судорожный
синдром.
2. Характеристика обучающегося на начало учебного года.
учится в школе ДЕВЯТЫЙ год.
Семья не полная. Мама – работает техничкой официально. Отец (в
разводе) работает в ООО «Легион» сварщиком. Семья проживает в
изолированной квартире многоквартирного дома. Члены семьи матери
относятся к мальчику с заботой и вниманием.
Мальчик самостоятельно не передвигается, раньше сидел в креслеколяске с полной фиксацией. На данном этапе испытывает боли в положении
сидя, поэтому лежит. Отмечается деформация опорно-двигательного
аппарата из-за повышенного мышечного тонуса. Удерживает взгляд на
предмете в течение нескольких секунд. Отсутствуют элементарные
предметные действия (захват, удержание, отпускание). Реагирует на шум,
громкие звуки, на изменение положения тела. Иногда наблюдается
негативная реакция (плач, крик) на прикосновения к ладоням мягкой
игрушки или младенца (рвотный рефлекс), прикосновения взрослого
человека воспринимает адекватно.
Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое, радость или
негодование выражает преувеличенно бурно.
Реагирует на обращение, частично понимает обращённую речь, на
собственное имя реагирует. Наблюдается реакция на изменение интонации
голоса взрослого, говорящего с ним (смотрит на говорящего взрослого,
улыбается, иногда вокализирует). Старается использовать звуковые средства
2
общения, среди словесных средств с большим трудом произносит редко
слово «мама».
Узнаёт педагогов, работающих с ним, радуется приходу. Слушает
чтение вслух внимательно, с трудом фиксирует глаза на иллюстрациях.
Ребенок относится к 1 группе. Нуждается в полном уходе,
постоянном контроле.
Приоритетное содержание обучения и воспитания:
1. Альтернативная коммуникация.
2. Двигательное развитие.
3. Сенсорное развитие.
3. Индивидуальный учебный план.
Учебные предметы,
коррекционные
курсы
Сенсорное развитие
Групповые
занятия
Индивидуальные занятия
учитель
класса
педагогпсихолог
1
2
с медиком
(адаптивная
физкультура)
1
Коррекционноразвивающие
занятия
Всего
3
2
Коррекционная
часть
взаимодействие
3
Двигательное
развитие
Альтернативная
коммуникация
родитель
3
3
2
Итого: 8
Коррекционная работа организована в соответствии с рекомендациями, которые прописаны в
заключении ПМПК и в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка.
3
4. Содержание образования.
Базовые учебные действия
Содержание
1 полугодие
2 полугодие
15. Программа формирования базовых учебных действий
15.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей
формированию положительной мотивации пребывания в
образовательной организации и эмоциональному
конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник,
специалист, ассистент и др.) и сверстниками.
15.1.1. Спокойное пребывание в новой среде
15.1.3. Принятие контакта, инициированного взрослым
15.1.5. Ориентация в учебной среде (пространство,
материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального
шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего)
места за столом; нахождение своего набора индивидуальных
заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных
заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места,
предназначенного для игровой деятельности; нахождение места
хранения игрушек
15.1.7. Ориентация в расписании дня (последовательности
событий/занятий, очередности действий)
15.1.8. Следование расписанию дня
15.2. Формирование учебного поведения
15.2.1. Поддержание правильной позы
15.2.2. Направленность взгляда на лицо взрослого, на
выполняемое задание
15.2.3. Подражание простым движениям и действиям с
предметами
15.2.4. Выполнение простых речевых инструкций (дай,
возьми, встань, сядь, подними и др.)
15.2.5. Использование по назначению учебных материалов
15.2.6. Выполнение простых действий с одним предметом
(по подражанию)
15.2.7 Выполнение действий с предметами (по
подражанию)
15.2.8 Выполнение простых действий с картинками (по
подражанию)
15.2.9 Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по
образцу)
15.2.10 Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по
образцу)
15.2.11 Выполнение простых действий с предметами и
картинками (по образцу)
15.2.12 Выполнение соотнесения предмета с
соответствующим изображением (по образцу)
15.2.13 Выполнение простых действий по наглядным
алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
4
Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание
1 полугодие
2 полугодие
Сенсорное развитие
Зрительное восприятие
- фиксация взгляда
на лице человека
на светящемся объекте
Слуховое восприятие
- локализация неподвижного источника звука,
расположенного:
на уровне уха справа
на уровне уха слева
на уровне плеча справа
на уровне плеча слева
на уровне талии справа
на уровне талии слева
Кинестетическое восприятие
- адекватная эмоционально-двигательная реакция на
прикосновения человека
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами,
различными по температуре:
холодный
теплый
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами,
различными по фактуре:
гладкий
колючий
шероховатый
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами,
различными по вязкости:
клейстер
вода
краска
пена
5
- адекватная реакция на вибрацию, исходящую от
объектов
- адекватная реакция на давление на поверхность тела
- адекватная реакция на соприкосновение тела с разными
видами поверхностей:
шариковый бассейн
гимнастический мат
батут
Восприятие запаха
- адекватная реакция на запах пищевых продуктов:
апельсин
банан
лимон
хлеб
колбаса
- адекватная реакция на парфюмерные запахи:
шампунь
мыло
зубная паста
Восприятие вкуса
- адекватная реакция на знакомые продукты, различные по
вкусовым качествам:
сладкий
кислый
Двигательное развитие
- удерживание головы:
в положении лежа на спине
в положении лежа на животе
в положении на правом боку
в положении на левом боку
в положении сидя
- выполнение движений руками:
6
вперед
назад
вверх
в стороны
«круговые»
- наклоны головы в положении лежа на спине:
вправо
влево
вперед
- выполнение движений пальцами рук:
сгибать фаланги пальцев
разгибать фаланги пальцев
сгибать пальцы в кулак
разгибать пальцы
- выполнение движений плечами:
вверх
вперед
назад
«круговые»
- изменение позы в положении лежа:
поворот со спины на живот
поворот с живота на спину
Альтернативная коммуникация
- адекватная ответная реакция на обращенную речь и
прикосновение человека
- адекватная ответная реакция на обращенную речь и
интонацию человека
- адекватная ответная реакция на установление контакта с
взрослым
посредством взаимной ритмизации дыхания
7
Внеурочная деятельность.
Название мероприятия
Планируемая деятельность ребенка
Участие ребенка в
в мероприятии
мероприятии
День знаний
Контакт с учителем школы, сенсорное
общение, слуховое восприятие голоса,
прогулка
«Праздник Осени»
Сенсорное восприятие осенней
листвы,
овощей, фруктов, прогулка
«Школа мастеров»
Сенсорное восприятие
предметов быта
Новогодний праздник
Получение подарка,
сенсорное исследование подарка,
музыка, новогодняя лексика,
прогулка
«Масленица»
Прогулка, сенсорновкусовые ощущения
масленичных
кулинарных изделий
«Пасха»
Прогулка, сенсорные контакты,
аудиозаписи
церковной музыки
Последний учебный день
Прогулка, звуки звонка, песни о школе
в аудиозаписи, сенсорное восприятие
новых
предметов
звуковые
и
8
Название рабочей
программы
«Я познаю себя»
Возможные
предметные
результаты
- адекватная реакция на
прикосновения человека,
соприкосновение с
материалами,
различными по
температуре, фактуре,
вязкости;
- адекватная реакция на
изменение положения тела,
вибрацию
- локализация звука
Возможные
личностные
результаты
обогащение опыта
эмоциональночувственного
восприятия
окружающего мира;
- развитие интереса к
взаимодействию с
окружающими;
- умение
взаимодействовать с
взрослым,
выполняющим
стимуляцию;
- развитие общей
моторики
-
9
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
Учитель
МБОУ «Новонадеждинская СШ» Павловская А.А., дефектолог Шипилова Е.В.
Возможные
задачи,
мероприятия
организации и семьи обучающегося.
и
6.
Задачи
Повышение
осведомленности
Мероприятия
сотрудничества
Отчет о проведении
индивидуальные
консультации родителей со
родителей об
специалистами (раз в
особенностях
триместр и по запросу
родителей)
развития и
специфических
формы
участие в тематических
образовательных
семинарах:
потребностях
«Реализация
домашних
ребенка
СИПР
в
условиях»,
«Использование
базальной
метода
стимуляции
работе
с
в
ребенком»,
«Особенности
двигательного
ребенка
развития
с
нарушением
ОДА».
Обеспечение
участия семьи в
разработке и
реализации
заключение договора о
сотрудничестве между
родителями и ОО
Обсуждение
специалистами совместно
СИПР
с родителями содержания
обучения и воспитания
ребенка, вносимого в
СИПР
посещение родителями
уроков/занятий
информирование
10
электронными средствами
личные встречи, беседы
просмотр и обсуждение
видеозаписей занятий с
ежедневный просмотр и
записи в дневнике ребенка
ребенком в школе и дома
Психологическая
поддержка семьи
Организация участия
родителей во
внеурочной
деятельности
домашнее визитирование
участие в тренингах – 4 раза в год
участие в семейных встречах
«Клуба выходного дня» - 1 раз в
месяц
индивидуальные
консультации с психологом
участие в занятиях
коррекционной группы
привлечение родителей к
планированию, разработке и
реализации
мероприятий:
«1 сентября – День
Знаний»
«Школа мастеров»
«Пасха»
«Новогодний
праздник»
«Здравствуй, лето!»
привлечение родителей к
решению вопросов,
связанных с управлением
образовательной
организацией
(Управленческий совет
Центра)
11
7. Необходимые технические средства и дидактические материалы.
Подъемник, душевая каталка,
вертикализатор.
Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов,
различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы
аромобаночек, вибромассажер.
Средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания
положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло; гимнастический мяч большого и
среднего диаметра, коврики,
Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны,
желуди, шишки).
Гимнастические мячи большого и среднего размера, детский мяч среднего размера, маты,
кегли, батут, шведская стенка, шариковый бассейн, подвесные качели, утяжелители,
эластичные бинты.
Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты
(бубенцы, барабан, маракас).
ортопедическое кресло (мешок),
кресло- коляска,
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий
- не выполняет задание
-
- выполняет задание со значительной помощью
зп
- выполняет задание с частичной помощью
чп
- выполняет задание по подражанию
п
- выполняет задание по образцу
о
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки
сш
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)
+
Реакция на воздействия
- негативная реакция
нг
12